描述
Катализатор, или каталитический нейтрализатор - элемент выхлопной системы, который нейтрализует часть отработанных газов автомобиля. В основном, катализатор предназначен для снижения концентрации CO и HC - остатков недогоревшего в двигателе углеводородного топлива, методом дожигания их в выхлопной системе при помощи специальных каталитических элементов (палладий, родий, платина), нанесенных на стенки каналов внутри катализатора.
На бензиновых двигателях, соответствующих нормам ЕВРО-2 и выше, катализатор является обязательным элементом. В системах, соответствующих стандарту ЕВРО-3 и выше, добавляется второй контролирующий датчик – лямбда-зонд, который располагается после нейтрализатора. Его функция состоит в контроле состояния и эффективности работы катализатора.
В течение срока службы катализатор постепенно засоряется и теряет эффективность, в тяжелых случаях он может спечься или осыпаться. Вышедший из строя элемент может создать пробку в выхлопном тракте автомобиля, и серьезно повлиять на поведение двигателя. Кроме того, это вызывает появление ошибок по низкой эффективности катализатора, снижению динамики и повышению расхода топлива.
Что делать, если катализатор вышел из строя?
После окончания срока службы катализатора или при его поломке единственным решением, с точки зрения регламента производителя, является его замена на новый. Однако (с точки зрения экономии) многие автовладельцы отдают предпочтение отключению или удалению катализатора. Причина проста: цена нового катализатора часто достигает 150 000-200 000 рублей, а программное отключение с механическим удалением редко превысит планку в 30000 рублей.
Можно ли просто удалить неисправный катализатор?
При удалении катализатора из автомобиля с экологическим классом ЕВРО-3 и выше, вам гарантировано появление индикатора «чек энджин» на приборной панели. Блок управления двигателем контролирует наличие и исправность катализатора. В большинстве случаев ЭБУ будет также запускать аварийный режим, при котором мощность двигателя ограничена, и повышается расход.
Можно ли просто вытряхнуть содержимое катализатора, и оставить пустую банку на месте?
В большинстве случаев на бензиновых моторах это приведет к появлению крайне неприятного резонансного звона в выхлопе, похожего на бренчание пустой консервной банки. Большинство владельцев такой звук выхлопа категорически не устраивает. Поэтому, при удалении катализатора на атмосферных моторах необходимо подбирать пламегасители, устраняющие акустический дискомфорт. На турбомоторах обычно вместо удаленного ката ставят прямую трубу без расширений (даунпайп). А появившиеся в результате установки даунпайпа низкочастотный гул и громкий звук выхлопа корректируют путем установки дополнительных резонаторов/глушителей либо спорткатлаизаторов в средней или задней части выпускного тракта.
Как правильно убрать ошибки при удалении катализатора?
Чтобы избежать таких последствий, как ошибки и аварийные режимы при удалении катализатора, необходимо программное отключение контроля системы нейтрализации (второго, или "нижнего" лямбда-зонда, датчика кислорода). При этом важно не просто удалить или стереть ошибки по катализатору, а именно отключить контроль системы нейтрализации ОГ в софте электронного блока управления, чтобы ЭБУ навсегда "забыл" о катализаторе. При правильно выполненных программных работах ошибки и снижение мощности вас не будут беспокоить.
Изменится ли запах выхлопа после удаления катализатора?
Да, выхлоп приобретет более резкий запах. Это всегда надо иметь в виду при удалении катлитического нейтрализатора.
Можно ли устранить едкий запах выхлопа после удаления катализатора?
Да, на большинстве моторов есть возможность установить вместо удаленного неисправного катализатора другой, неоригинальный, катализатор, стоимость которого будет существенно ниже заводского. Как правило, такие универсальные каты стоят в диапазоне 15 000-20 000 руб. Если выбирать именно качественные бренды, проверенные нами на практике, то можно рассчитывать на срок службы такого неоригинального катализатора не менее 30 000 - 40 000 км.
Стоит ли удалять исправный катализатор?
Имейте в виду, что само по себе отключение рабочего катализатора программными методами не даст какого-либо прироста в динамике и мощности. Поэтому, в случае исправности катализатор, мы не рекомендуем отключать или удалять его без необходимости. Исключением могут являться моторы "группы риска", на которых после пробега в 30 000-60 000 км керамическая пыль или крошка может попадать из катколлектора обратно в двигатель, и вызывать его повреждение. К такой группе относятся, например, моторы KIA-Hyundai.
В интернете много рекламы бесплатного удаления катализатора. В чем подвох?
К сожалению, этот вид профанации автолюбителей в последнее время достиг небывалых масштабов, и продолжает набирать обороты. Суть "бизнеса" таких дельцов состоит в том, чтобы получить от Вас исправный катализатор, содержащий большое количество дорогих металлов (платина, палладий, родий), и продать его потом на вторичном рынке за довольно внушительную сумму. В погоне за легкими доходами такие "сервисы" готовы без разбора удалять любые катализаторы - как исправные, так и неисправные, предлагая различные бонусы в виде "бесплатной установки пламегасителя" или "бесплатной прошивки". В подавляющем большинстве случаев уровень качества работ таких сервисов - крайне низкий, а уж качество "прошивок", которые они предлагают установить - вообще не поддается какому-либо критическому анализу. К сожалению, нам очень часто приходится исправлять проблемы после таких вот "сервисов", и мы не понаслышке знаем ситуацию. Не позволяйте делать из себя Буратино, не покупайтесь на агрессивную рекламу, не удаляйте без надобности исправный нейтрализатор!
Собираюсь делать чип-тюнинг Stage 2 или Stage 3. Надо будет удалять катализатор(ы)?
Отключение и удаление катализатора будет являться необходимым условием при постройке мотора под спортивные нагрузки, а также для калибровки турбомоторов на прошивках Stage 2 и 3. Данное действие поможет снизить температурный режим двигателя, а также даст возможность быстрее выводить выхлопные газы.